воскресенье, 10 февраля 2013 г.

пинюг - усть-сысольск севлаг

В связи с завершением основных работ по строительству Северо-Печорской железной дороги отпала необходимость в крупных железнодорожных лагерях. 24 июля 1950 г. Сев-желдорлаг и Печжелдорлаг были объедине

В 1949 г. появляется Обский ИТЛ (ИТЛ при строительстве 501). Управление лагеря на-ходилась в Салехарде, а основной район работ – в Ямало-Ненецком АО Тюменской обл. Од-нако часть работ лагерь выполнял на территории Коми АССР (железнодорожное строитель-ство на участке Воркута – Косью, Хановей – Мульда и др.).

Позже других, 25 октября 1952 г. был создан Особый лагерь 12 (Водораздельный ИТЛ). Он базировался на станции Микунь и занимался лесозаготовками. Уже 29 апреля 1954 г. Водораздельный ИТЛ был реорганизован в 9-е (Микуньское) ЛО Усть-Вымского ИТЛ. И почти сразу же, 25 июня 1954 г. на базе Микуньского ЛО был создан Косланский ИТЛ.

В 1948 г. в СССР были созданы Особые лагеря, в которых должны были содержатся только осужденные по политическим статьям. В особые лагеря перевели каторжан, а ка-торжные отделения были закрыты. Особый лагерь 1 (Минеральный ИТЛ, Минлаг) был создан 28 февраля 1948 г. «в помещениях Интинского ИТЛ» (соответственно 1 ноября 1948 г. Инталаг был закрыт). 27 августа 1948 г. на базе ряда подразделений Воркутинского ИТЛ был создан Особый лагерь 6 (Речной ИТЛ, Речлаг).

15 сентября 1945 г. из Инталага был выделен небольшой Щугорский ИТЛ (добыча угля на руднике Еджыд-Кырта), но уже 30 декабря 1946 г. он был ликвидирован (реорганизован в ЛО Интинского ИТЛ).

Приказом НКВД СССР от 11 июля 1943 г. в составе Воркутинского ИТЛ было создано специальное отделения каторжных работ на 10 тыс. заключенных (по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 г. ссылка на каторжные работы на срок от 15 до 20 лет применялась по отношению к пособникам фашистских оккупантов, шпионам и из-менникам Родины). На 1 июля 1945 г. в каторжном отделении Воркутинского ИТЛ содержа-лись 12,9 тыс. заключенных.

В июле 1941 г. был создан Заполярный ИТЛ с центром в Воркуте. Он должен был стро-ить железную дорогу Воркута - Хабарово, зимник и временный порт у Югорского Шара. Однако этот проект не был реализован. 25 января 1942 г. Заполярный ИТЛ был объединен с Северо-Печорским ИТЛ.

В годы войны лагерная структура также неоднократно реорганизовывалась. Приказом НКВД СССР от 17 ноября 1941 г. были разукрупнены Ухто-Ижемский и Воркутинский ИТЛ: из первого был выделен Верхне-Ижемский, из второго - Интинский ИТЛ (центр – пос.инта, с 1954 г. – город). Верхне-Ижемский ИТЛ должен был заниматься развитием Крутянского газового промысла и строительством газо-сажевых заводов. Однако уже 17 июля 1942 г. он был ликвидирован с передачей его подразделений обратно в Ухто-Ижемский ИТЛ.

Перед войной произошла новая лагерная реорганизация. 14 мая 1940 г. был организован Северо-Печорский ИТЛ (Севпечлаг, Печжелдорлаг) с центром в пос.Абезь (позднее – ст.Печора), строивший железную дорогу на участке Кожва – Воркута (Севжелдорлаг теперь отвечал только за строительство участка Котлас – Кожва). 17 августа 1940 г. был закрыт Локчимский ИТЛ с передачей всех его подразделений Усть-Вымскому ИТЛ.

В 1937-1938 гг. была проведена реорганизация лагерей Коми АССР. 16 августа 1937 г. на базе Пезмогского комбината УИТУ НКВД СССР (образован в 1932 г. с центом в пос. Пез-мог) был создан лесозаготовительный Локчимский ИТЛ. 10 мая 1938 г. был ликвидирован Ухто-Печорский ИТЛ, а на его базе созданы Ухто-Ижемский (основные производственные задачи – разведка, добыча и переработка нефти, асфальтитов, добыча и переработка радие-вой воды), угледобывающий Воркутинский (центр – пос.Воркута, с 1943 г. – город), Северный железнодорожный (строительство железной дороги от Котласа до Воркуты) (центр – пос. Железнодорожный, совр. г.Емва) и лесозаготовительный Усть-Вымский (центр – пос.Вожаель) ИТЛ.

СЕВЛОН был ликвидирован приказом ОГПУ от 6 июня 1931 г. Однако тем же прика-зом были образованы Усть-Вымский ИТЛ, который должен был достроить тракт Сыктыв-кар- Ухта и завершить строительство железной дороги Пинюг – Сыктывкар, и Ухто-Печорский ИТЛ, сформированный на базе Ухтинской экспедиции (центр – пос.Чибью, с 1943 г. – город Ухта). Усть-Вымский ИТЛ в связи с завершением строительства тракта и консервацией строительства железной дороги уже 5 марта 1932 г. был реорганизован в лаготделение (ЛО), а немного позже – в перевалочный ОЛП Ухто-Печорского ИТЛ (ОЛП находился у д. Вогваздино, а его управление – в Усть-Выми). Ухто-Печорский ИТЛ (УПИТЛаг, Ухтпечлаг) стал одним из крупнейших лагерей СССР. В его производственную задачу входили разведка и добыча нефти, радия, асфальтитов, угля, строительство автомобильных и железной дороги.

Первый ИТЛ в Коми АО был организован 28 июня 1929 г. Это были Северные лагеря ОГПУ особого назначения (УСЕВЛОН, Севлаг, СЕВЛОН). В производственную задачу УСЕВЛОН входили строительство железной дороги Пинюг - Усть-Сысольск, тракта Усть-Сысольск – Ухта, проведение геологических работ на Ухте и Печоре и организация нефтепромысла в районе Ухты, а также лесозаготовки в Архангельской обл. В июле-августе 1929 г. в составе СЕВЛОНа на правах отдельного лагпункта (ОЛП) была образована Ухтинская экспедиция ОГПУ, которая приступила к исследованию Ухтинского нефтяного района и организации нефтепромысл. Управление СЕВЛОН находилось в Усть-Сысольске, но в конце 1929 г. оно было переведено в Котлас, а в конце 1930 г. – в Сольвычегодск.

ГУЛАГ В КОМИ КРАЕ (1929-1960)

ГУЛАГ В КОМИ КРАЕ (1929-1960) | Финно-угорский мир

1 комментарий:

  1. Служба Le_Meridian Funding превысила их требования, чтобы помочь мне с моим кредитом, который я использовал, чтобы расширить свой аптечный бизнес. Они были дружелюбны, профессиональны и абсолютно самоотверженны. Я рекомендую всем, кто ищет кредит, связаться с нами. Email..lfdsloans@lemeridianfds.com Или lfdsloans@outlook.com.WhatsApp ... + 19893943740.

    ОтветитьУдалить