И средь ремесленного города-сверчка
И, влагой напоен, восстал песчаник честный,
Играли рыбы, дом построив пресный.
С разрезанною розой в колесе
Я видел озеро, стоявшее отвесно.
Любопытно, что совершенно сходные мотивы обнаруживаются гораздо раньше, например, в романе Гюисманса «На рейде», где в видении героя стена «неожиданно превратилась в стеклянную перегородку, за которой хлюпала взвихренная масса воды». Вдруг «за стеклянной перегородкой возникла в воде запрокинутая голова женщины, которая стала всплывать вверх медленными толчками» . Сразу за этим видением следует иное, еще более причудливое. Герой романа Жак видит женщину, сидящую на одной из башен церкви Сен-Сюльпис, и вдруг понимает, что «эта башня была колодцем, колодцем, поднимающимся в воздух, вместо того, чтобы уходить под землю» . Этот странный колодец, висящий в воздухе, конечно, не что иное, как водопад. Мандельштам в известном стихотворении также изобаражает готический собор как водопад:
льется сплошным водопадом .
в доменных печах революцией расплавленный,
растопленный дом низвергается на дом.
Потом как прольется!
немного разжижено.
ползуче немного,
все стало как будто немного текуче,
и самого солнца недвижная рыжина, —
...гранитные кучи столиц
Эйзенштейн не единственный, кто описывает видения залитого водой дома. В поэме «Про это» Маяковский изображает затопление его комнаты Невой. Стены комнаты исчезают и поэт неожиданно оказывается не в своей постели, а в воде: «Рябит река. Я в середине» . В «Мистерии Буфф» появляется апокалипсическое видение всеобщего разжижения мира и домов, обрушивающихся водопадом:
Тонущего в комнате человека (трагически) дать от фарсовой сцены лопнувшего бассейна с морскими львами (?). <...> Schwimmbad [бассейн] в середине здания. Столовая под ним с плавающими и ныряющими girls на потолке .
В «Стеклянном доме» Эйзенштейна комнаты периодически заполняются водой. Например, «...человек тонет на глазах у всех (от сломавшегося крана), и боятся открыть дверь, чтобы вода не залила соседние комнаты...» .
19 июня 2012«Сеанс» совместно с книжным магазином « » книгу Михаила Ямпольского «Наблюдатель. Очерки истории видения» концептуальное исследование визуальной культуры от эпохи романтизма до начала прошлого века. Впервые она была издана более 10 лет назад и с тех пор стала почти что классикой российской visual culture дисциплины, совмещающей в себе искусствоведческий, культурологический и философский подход. Мы предлагаем читателям ознакомиться с пятой главой «Водопад».Наблюдатель. Очерки истории видения
Журнал «Сеанс» | Наблюдатель. Очерки истории видения
Комментариев нет:
Отправить комментарий